ПОЛОЖЕНИЕ
о профессиональной ориентации учащихся средних
общеобразовательных школ города Нижний Тагил
I. Общие положения
1. Понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы
1.1. Профессиональная ориентация - это комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации.
1.2. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
профессиональная информация - ознакомление учащихся с современными видами производства, состоянем рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям, на основе результатов профессиональной, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональная и социальная адаптация - система мер, способствующих формированию у человека соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, компетентности ориентации на рынке труда.
1.3. Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
- раскрытия профессиональных интересов и мотивов деятельности;
- ознакомления с системой знаний, необходимых для выбора профессии;
- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности.
1.4. Основные методы профессиональной ориентации:
- информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
- профориентационное консультирование;
- профессиональная, профориентационная диагностика;
- различные педагогические методы.
2. Правовая основа профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ города Нижний Тагил регулируется соответствующими международными правовыми актами, Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министрества труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. № 47, Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1, другими нормативно-правовыми актами, а также настоящим Положением.
II. Муниципальная система профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных учреждений города Нижний Тагил
3. Понятие муниципальной системы профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных учреждений города Нижний Тагил
Муниципальная система профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ города Нижний Тагил (далее именуемая "городская система") представляет собой совокупность муниципальных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социальной защиты граждан.
Для достижения профориентационных целей субъекты муниципальной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Деятельность муниципальной системы подчинена целям муниципальной, областной и федеральной политики в данной области и направлена на организацию профориентационного обслуживания учащихся с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья, исходя из требованирынка труда и складывающихся социально-экономических условий.
4. Управление муниципальной системой профессиональной ориентации учащихся обещобраховательных учреждений города Нижний Тагил.
4.1. Определение приоритетных направлений развития муницпальной системы, обеспечение согласованных действий заинтересованных муниципальных органов исполнительной власти по вопросам профессиональной ориентации учащихся осуществляет Департамент образования "город Нижний Тагил".
4.2. В целях осуществления действенной координации деятельности в области профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ действует Координационный совет на базе Муниципального образовательного учреждения Межшкольного учебного комбината, в состав которого входят представители Департамента образования администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", Межшкольного учебного комбината, обещобразовательных учреждений города.
5. Компетенция в области профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений города Нижний Тагил.
5.1. Муниципальное образовательное учреждение Межшкольный учебный комбинат осуществляет работу в области профессиональной ориентации, координирует и обеспечивает научно-методическую, организационно-практическую деятельность всех общеобразовательных учреждений города Нижзний Тагил в сфере профессиональной ориентации учащихся.
5.2. Муницпальное образовательное учреждение Межшкольный учебный комбинат:
· оказывает услуги по профессиональной подготовке учащихся общеобразовательных школ, обеспечивает гарантированный минимум бесплатных профориентированных услуг;
· внедряет эффективные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, профессионального подбора и профессиональной диагностики;
· осуществляет методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации учащихся на муниципальном уровне;
· организует профессиональную ориентацию на своей территории, содействует развитию профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях города.
5.3. Общеобразовательные учреждения и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы обущчающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:
· обеспечивают профориентационную напралвенность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родиительской обещственности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
· проводят системную, квалифированную и комплексуню профориентационную работу;
· формируют у учащихся сознательной подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности города в кадрах;
· организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.
5.4. Образовательные учреждения профессионального образования проводят профессиональный подбор поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии.
6. Профессиональная деятельность в области профессиональной ориентации учащихся обещобразовательных учреждений города Нижний Тагил.
6.1. К работе в области профессионального консультирования, профессионального подбора, професиональной диагностики допускаются только лица, имеющие соответствующее образование и прошедшие аттестацию в установленном порядке.
III. Социальные гарантии в области профессиональной ориентации
7. Гарантированный минимум профориентационных услуг.
7.1. Гарантированнный минимум бесплатных профориентационных услуги включает в себя:
· предоставление Муниципальным образовательным учреждением Межшкольным учебным комбинатом профориентационной информации всем обратившимся за таковой независимо от места проживания или учебы;
· проведение для учащихся обеобразовательных учреждений групповых профконсультаций;
· оказание индивидуальной профориентационной помощи учащимся общеобразовательных учреждений, воспитанникам школ-интернатов и детских домов, детям-инвалидам.